1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как принять на работу белоруса без регистрации в рф

Работники-белорусы: памятка для работодателей

Читатели давно просят нас опубликовать отдельный материал по найму работников, имеющих белорусское гражданство. Что неудивительно, ведь по самым скромным оценкам в нашей стране работает более полумиллиона граждан Белоруссии, причем большинство из них — на квалифицированных должностях. Этому очень способствует «привилегированный» (по сравнению с другими мигрантами) статус белорусов, да и работодатели практически не обременены различными «миграционными» обязанностями. Судите сами:

  • чтобы принять на работу гражданина из Республики Беларусь, фирме или предпринимателю не требуется разрешения на привлечение иностранной рабочей силы. Самому белорусу разрешение на работу в РФ также не нужн о ст. 3 Соглашения от 19.11.2010 «О правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей» ;
  • работодатели не должны уведомлять органы ФМС и занятости о заключении/расторжении трудового договора с работником из Белоруссии, а также о предоставлении ему отпуска без сохранения зарплаты продолжительностью более 1 месяца в течение год а п. 1 Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.96 № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий» (далее — Решение от 22.06.96 № 4) ;
  • на белорусов не распространяются ограничения на наем временно пребывающих иностранцев для работ в сфере розничной торговли (например, алкоголем либо фармацевтическими товарам и Постановление Правительства от 01.12.2012 № 1243 ) п. 1 Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.96 № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий» (далее — Решение от 22.06.96 № 4) .

Из-за этих привилегий многие вообще считают, что привлечь белоруса на работу по трудовому договору — то же самое, что нанять гражданина РФ. Но это не совсем так, определенные нюансы все же имеются.

Заключение трудового договора с белорусом

В части оформления трудовых отношений с белорусами порядок абсолютно такой же, что и для россия н п. 2 Решения от 22.06.96 № 4 . Однако учтите такой момент.

РАССКАЗЫВАЕМ РУКОВОДИТЕЛЮ

Работодатель всегда является принимающей стороной для иностранного работника, а значит, обязан поставить его на миграционный учет. Даже если такой работник уже стоит на учете по месту пребывани я подп. 7 п. 1 ст. 2, п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ .

Если белорус при устройстве на работу представит вам трудовую книжку советского образц а утв. Постановлением Совмина СССР от 21.04.75 № 310 , то вы можете смело вносить в нее записи о работе, поскольку эти книжки продолжают действовать на территории РФ п. 2 Постановления Правительства от 16.04.2003 № 225 .

Если же это будет трудовая книжка образца, утвержденного Республикой Беларусь, то имейте в виду: она считается иностранной трудовой книжкой и не признается на территории РФ. В таком случае работнику нужно завести российскую трудовую книжку. При этом записи из белорусской трудовой книжки в российскую переносить не нужн о см., например, Письмо Роструда от 15.06.2005 № 908-6-1 .

Миграционный учет белорусов

В части миграционного учета для белорусских граждан поблажек нет. При приеме на работу их, как любых других иностранцев, надо ставить на учет. Единственное отличие — если белорус прибыл в Россию для работы по трудовому договору, на учет его нужно поставить в течение 30 суток со дня въезда в Росси ю ст. 5 Соглашения от 19.11.2010 .

Дабы не нарваться на драконовский штраф, работодателям белорусов нужно вовремя озаботиться их миграционным учетом

Правда, у белорусов нет документов, подтверждающих дату въезда в РФ, ведь при пересечении российско-белорусской границы штамп погранслужбы не ставится, а миграционные карты белорусы не заполняют. В этом случае ориентиром могут служить железнодорожные, авиа- или автобусные билеты. Но мы советуем отталкиваться от даты заключения трудового договора. По крайней мере, проверяющие из органа ФМС будут ориентироваться именно на нее.

Конечно, по сравнению с нанимателями мигрантов из других стран ближнего зарубежья работодателей белорусов не так часто привлекают к ответственности за нарушение правил миграционного учета. Но тем не менее это случаетс я см., например, Постановления ФАС ЦО от 27.04.2010 № А62-8442/2009, от 27.04.2010 № А62-8441/2009; Решение Верховного суда Республики Карелия от 29.07.2011 № 21-145/2011 .

Поэтому работодателю не стоит пренебрегать обязанностью по постановке на учет белорусского гражданина. Даже в том случае, когда у него уже есть корешок уведомления о прибыти и приложение № 2 к Приказу ФМС от 23.09.2010 № 287 , подтверждающий, что он поставлен на учет. Подумайте, что лучше: отправить в орган ФМС одну бумажку и спать спокойно или дрожать от страха перед огромным штрафом (для фирмы (ИП) — 400 000— 500 000 руб., а для директора — 40 000— 50 000 руб. ч. 4 ст. 18.9, примечание к ст. 18.1 КоАП РФ )?

Поставить белорусского работника на учет можно любым из трех способо в п. 22 Правил, утв. Постановлением Правительства от 15.01.2007 № 9 :

  • отправить уведомление с ближайшего отделения почты;
  • подать уведомление через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, если таковой есть в вашем регион е п. 5 ст. 2 Закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ ;
  • прийти с уведомлением в отделение ФМС, которому подведомственен адрес местонахождения вашей компании.
Читать еще:  Прекращение брака и расторжение брака отличия

Для заполнения бланка уведомления понадобится паспорт белорус а п. 28 Правил, утв. Постановлением Правительства от 15.01.2007 № 9 . По окончании процедуры у него на руках останется отрывная часть уведомления с отметкой почты или ФМС. Снимите с нее копию и подшейте в личное дело иностранца.

Тут все просто. Если с белорусом заключен бессрочный трудовой договор или договор на срок более полугода, то к доходам работника изначально применяется ставка НДФЛ 13% Протокол к Соглашению от 21.04.95 между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения. подписан 24.01.2006; Письмо Минфина от 24.12.2012 № 03-04-05/6-1426 . Также он вправе рассчитывать на все налоговые вычеты, предусмотренные НК РФ.

Но если на конец календарного года белорус пробудет в РФ менее 183 дней, НДФЛ с доходов за этот год подлежит пересчету по ставке 30% Письмо Минфина от 27.09.2012 № 03-04-05/6-1131 , причем вычеты уже не предоставляются.

Исчисление страховых взносов

Сразу скажем, что льготный порядок привлечения к труду белорусских граждан никак не влияет на исчисление обязательных страховых взносов с выплат в их пользу. Все зависит от статуса мигранта.

Как принять на работу граждан Белоруссии: пошаговая инструкция

Граждан Белоруссии принимают на работу в упрощенном порядке. Но оформление белорусов все-таки несколько отличается от приема граждан России. Расскажем о 3 отличиях, знание которых убережет от серьезных нарушений.

Скачайте документы по теме:

Как составить трудовой договор с белорусом

Содержание трудового договора должно соответствовать статье 57 ТК РФ. То есть, в договор нужно включить полный набор обязательных сведений и условий:

Сведения о сторонах

Обязательные условия трудового договора

Дополнительные условия трудового договора

Фамилия, имя, отчество гражданина Белоруссии, с которым заключается договор

Условие об испытание

Сведения о документах, удостоверяющих личность (паспорт гражданина Белоруссии)

Уточнение обязанностей работника

Дата начала работы

Условия, улучшающие положение работника

(на усмотрение работодателя)

Срок трудового договора

Сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями

Условия оплаты труда

Место и дата заключения трудового договора

Режим работы и отдыха

Сведения о документе, разрешающем пребывание в РФ

Таким документом может быть:

  • миграционная карта,
  • патент, либо разрешение на временное проживание, либо вид на жительство.

У граждан Белоруссии из перечисленных документов может быть только ВНЖ. Миграционные карты при въезде они не оформляют, патенты не получают.

Характеристика условий труда на рабочем месте

Гарантии и компенсации за работу с вредными условиями труда

Условие об обязательном социальном страховании

Как правильно указать сведения и условия — в статье: Трудовой договор

Нужно ли в трудовом договоре с белорусом указывать, на каком основании ему будет оказываться медицинская помощь в течение срока действия трудового договора?

На этот вопрос можно встретить самые разные ответы. Но анализ нормативных документов позволяет сделать следующие выводы:

  • Статья 327.2. ТК РФ требует указывать основания оказания медицинской помощи только в договорах с временно пребывающими в РФ иностранцами. Это нужно потому, что временно пребывающие иностранцы не являются застрахованными лицами, поэтому не по российским законам не могут получать пособия по нетрудоспособности и обращаться за врачебной помощью.
  • Пункт 3 статьи 98 Договора о ЕАЭС устанавливает, что социальное обеспечение граждан стран-участниц осуществляется в том же порядке, что и граждан страны трудоустройства. Это значит, что граждане Белоруссии с любым статусом являются застрахованными лицами, и им помощь оказывается на основании полиса ОМС. Этот же вывод следует из новой редакции правил обязательного медицинского страхования в России.

Следовательно, в договоре с гражданином Белоруссии не нужно указывать полис ДМС, поскольку он ему не нужен.

Вопрос-ответ из «Системы Кадры»

Как принять на работу гражданина Белоруссии

Рассказывает Вероника Шатрова, эксперт по трудовому законодательству, издатель и автор Системы Кадры и журнала «Кадровое дело»

Граждан Белоруссии принимайте на работу в упрощенном порядке, поскольку эта страна входит в ЕАЭС. Для работы в России гражданам Белоруссии не нужны…

Особенности приема на работу белорусов в 2019 году

Белоруссия — первая страна, которая после распада СССР попыталась сохранить для своих граждан свободу передвижения и трудоустройства в России. В 1998 году был подписан Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах. Белорусы могут свободно въезжать и выезжать из РФ, передвигаться и выбирать место жительства. Им гарантируются равные с россиянами права на обеспечение медицинской помощью и в вопросах трудовых отношений.

Белорусы не обязаны получать миграционную карту и патент на работу, а их российские работодатели не оформляют для них приглашение на въезд, а также разрешение на привлечение иностранных работников. Граждане этой замечательной страны получают сразу вид на жительство, минуя статус «временно проживающий» (РВП).

Поскольку ни патента, ни РВП у белорусов нет, то они и не привязаны ни к какому субъекту РФ, то есть могут работать в любом регионе России.

3 отличия в процедуре приема на работу белоруса и россиянина

  1. Документы граждан Белоруссии должны иметь нотариально заверенный перевод на русский язык,
  2. Миграционный учет для граждан Белоруссии существует: в течение трех месяцев (90 суток) они вправе не регистрироваться в миграционной службе, но потом обязаны встать на учет по месту проживания или пребывания.
  3. После заключения трудового договора работодатель уведомляет миграционную службу о приеме иностранца на общих основаниях — в течение трех рабочих дней.
Читать еще:  Какие документы нужны для получения денег с сберкнижки умершего

Уведомление о приеме на работу белоруса

Пункт 8 статьи 12 Закона № 115-ФЗ обязывает работодателя уведомлять миграционную службу МВД о заключении трудового договора с любым иностранным гражданином. Поскольку граждане Республики Беларусь являются все-таки гражданами другой страны, о приеме белорусов также следует извещать ГУВМ на общих основаниях.

В журнале «Кадровое дело» расскажут, что делать если забыли уведомить МВД о приеме иностранца. Узнайте четыре рискованных способа избежать штрафа

Штрафы

О том, что нужно извещать говорят и сотрудники миграционной службы, выписывая огромные штрафы за неуведомление о приеме иностранцев (часть 3 статьи 18.15. КоАП РФ):

  • должностным лицам — от 35 000 до 50 000 рублей,
  • организациям и ИП — от 400 000 до 800 000 рублей.

Но есть прецедент, когда Верховный Суд РФ отменил штраф организации за неуведомление о приме на работу белоруса (постановление от 30.05.2017 № 78-АД17-19). Суд разъяснил: Решением Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 № 4 установлено, что в отношении граждан Республики Беларусь и их работодателей не применяются положения Федерального закона № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Поскольку нормы международного права являются приоритетными, то все установленные для иностранных граждан особенности приема на работу, в том числе положения статьи 13 закона № 115-ФЗ, для белорусов не действуют.

Но чтобы избежать споров с ГУВМ, все-таки мы рекомендуем уведомлять управление по вопросам миграции о приеме и увольнении граждан Белоруссии.

Уведомлять о заключении трудового договора и ставить на миграционный учет точно не нужно, если граждане ЕАЭС, в том числе белорусы, фактически не въезжают в Россию. Это возможно, если заключается договор о дистанционной работе. Это правило установлено статьей 20 Закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете» и разъяснено в письме МВД от 25.11.2016 № 20/16199.

Процедура приема на работу гражданина Белоруссии, не имеющего разрешения на временное проживание и вида на жительство

Какова процедура приема на работу гражданина Белоруссии, не имеющего разрешения на временное проживание и вида на жительство?

1. Работодатели вправе привлекать работников — граждан Белоруссии без получения каких-либо разрешений, и самим работникам не требуется получать разрешение на работу (п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (далее — Закон N 115-ФЗ), п. 1, 2 решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 (далее — Решение N 4), ст. 7 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан (Москва, 25.12.1998) (далее — Договор о равных правах), ст.ст. 97, 98 Договора о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29.05.2014) (далее — Договор о ЕАЭС)).

Также работодатель вправе привлекать граждан Белоруссии без учета установленных п. 5 ст. 18.1 Закона N 115-ФЗ ограничений в виде допустимой доли иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами на территории РФ (п.п. 1, п. 4 ст. 97 Договора о ЕАЭС).

2. При приеме на работу иностранца необходимо соблюдать общие правила приема на работу, установленные для граждан РФ (гл. 11 ТК РФ), с учетом особенностей регулирования труда иностранных работников (гл. 50.1 ТК РФ). Так, из ст.ст. 11, 327.3 ТК РФ следует, что при трудоустройстве иностранный гражданин должен представить документы, указанные в ст. 65 ТК РФ, с учетом ряда особенностей:

документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, — паспорт или иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (ст. 10 Закона N 115-ФЗ)*(1);

трудовую книжку. В настоящее время на территории России действительны две формы трудовых книжек: образца 1974 и 2004 гг. Белоруссия входила в состав СССР. Следовательно, если иностранный гражданин представляет трудовую книжку образца 1974 г., заводить новую нет необходимости, а если трудовая книжка установленного образца у работника отсутствует — работодатель должен ее завести (письмо Роструда от 15.06.2005 N 908-6-1);

документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки. Выданные в Белоруссии документы для реализации трудовых прав их граждан, или их копии, заверенные в установленном порядке, признаются без легализации (п. 1 Решения N 4, ч. 3 ст. 97 Договора о ЕАЭС);

временно пребывающие иностранные граждане (за исключением высококвалифицированных специалистов), работающие по трудовому договору (как в Вашем случае), при приеме на работу предъявляют страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, а если они поступают на работу впервые, то получают его через работодателя (ст. 2 Закона N 115-ФЗ, п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ, абзац третий ст. 1, п. 2 ст. 7 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ);

при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к которой не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию, соискатель представляет справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям;

при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой не допускаются лица, подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средства (психотропных веществ и т.д.), соискатель должен представить справку о том, подвергался ли он такому наказанию;

Читать еще:  Увольнение при истечении срока действия трудового договора

документы воинского учета требуется предъявлять только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами, международными договорами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ (часть третья ст. 327.3 ТК РФ). Для граждан Белоруссии таких исключений не предусмотрено.

Предъявлять полис добровольного медицинского страхования при приеме на работу гражданам Белоруссии не требуется, поскольку международными соглашениями предусмотрено обеспечение граждан Беларуси медицинской помощью на тех же условиях, что и граждан России (часть первая ст. 327.3 ТК РФ, Договор между РФ и РБ о создании Союзного государства от 08.12.1999, Договор о равных правах, письмо Минтруда РФ от 17.12.2015 N 16-4/В-823, ответ 1 Роструда).

Само оформление трудовых отношений с иностранным гражданином не будет отличаться от оформления таких же отношений с российскими гражданами*(2). Трудовой договор с иностранным работником должен быть заключен на неопределенный срок, если отсутствуют причины для заключения срочного трудового договора, предусмотренные ст. 59 ТК РФ (часть пятая ст. 327.1 ТК РФ) (ответ 2 Роструда).

3. Так как в отношении граждан Белоруссии действующий порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в России не применяется, то работодатель не обязан уведомлять уполномоченный орган в сфере миграции в субъекте РФ о факте заключения (а также расторжения) трудового договора с таким гражданином (ст. 3, п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ, п. 1 Решения N 4, постановление Верховного суда РФ от 30.05.2017 N 78-АД17-19)*(3).

4. В рассматриваемой ситуации работодатель будет являться принимающей стороной и в связи с этим обязан будет поставить иностранного гражданина на миграционный учет и уведомить о его прибытии уполномоченный орган миграции*(4) только в том случае, если работник будет проживать по адресу организации либо в ее помещении, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном (п. 7 ч. 1 ст. 2, ч.ч. 1 и 3 ст. 20, ч. 2 ст. 21, пп. «а» п. 2 ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», далее — Закон N 109-ФЗ). Форма уведомления утверждена приказом МВД России от 23.11.2017 N 881 (приложение N 3).

В этом случае работодатель обязан поставить работника на миграционный учет и направить уведомление о его прибытии в место пребывания в орган миграционного учета в течение 90 дней с даты въезда в Россию*(5) (ч. 3 ст. 20 Закона N 109-ФЗ, ст. 3 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об обеспечении равных прав граждан РФ и Республики Беларусь на свободу передвижения. (Санкт-Петербург, 24.01.2006), решение Калининградского областного суда от 26.05.2016)*(6).

Подтверждением выполнения принимающей стороной действий, необходимых для постановки иностранца на миграционный учет по месту пребывания, является отметка в отрывной части бланка уведомления, которую работодатель должен передать иностранцу (ч. 7 ст. 22 Закона N 109-ФЗ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Панова Наталья

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) Учитывая, что у работника в данной ситуации нет соответствующей отметки в паспорте о разрешении о временном проживании и нет вида на жительство, полагаем, что соискателю необходимо также представить нотариально заверенный перевод документа, удостоверяющего личность (смотрите Вопрос: Иностранный работник, работавший ранее на предприятии, вновь принят на работу. При этом он представил документы, а именно паспорт иностранного гражданина на новую фамилию. (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2017 г.).

*(2) В частности, если с учетом специфики будущей работы установлено требование о представлении дополнительных документов, иностранец должен представить и такие документы (часть вторая ст. 65 ТК РФ).

*(3) Подробнее смотрите Вопрос: Каков порядок приема на работу гражданина Белоруссии? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2017 г.).

*(4) Обращаем внимание на то, что Указом Президента РФ от 05.04.2016 N 156 ФМС России упразднена. Её функции и полномочия в сфере миграции переданы МВД России. Поэтому в настоящее время уведомлять о принятии иностранного гражданина на работу необходимо уже территориальный орган МВД России.

*(5) По мнению ряда специалистов (в частности, Д.А. Мыльникова, советника государственной гражданской службы РФ (Минтруд России)), данное правило действует и в отношении работодателей, то есть они обязаны направить уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета в течение 90 дней с даты въезда гражданина Республики Беларусь. Подтверждение данной точки зрения можно найти и в судебной практике (смотрите, например, решение Верховного Суда Республики Карелия от 25.09.2014 N 21-378/2014, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2009 N 13АП-790/2009).

*(6) Вместе с тем ничто не мешает работодателю подать соответствующее уведомление в отношении работника-белоруса с соблюдением сроков, предусмотренных п. 2 ч. 3 ст. 20 Закона N 109-ФЗ (7 рабочих дней), чтобы исключить саму возможность предъявления претензий со стороны контролирующих органов. Уведомление о прибытии иностранца может быть представлено в орган миграционного учета непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. Кроме того, уведомление может быть направлено почтовым отправлением либо с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи (пп. «а» п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона N 109-ФЗ).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector