0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как прописать коммунальные платежи в договоре аренды

Имеет ли право арендодатель включать в арендную плату расходы арендатора на коммунальные услуги (электро- и теплоэнергию, водоснабжение), плату за услуги связи, за техническое обслуживание пожарной сигнализации без соответствующих лицензий и согласований с ресурсоснабжающими организациями, а также расходы на оплату санитарно-эпидемиологических мероприятий в отношении арендованного имущества (все платежи включены в состав арендной платы в фиксированном размере, о чем указано в договоре аренды)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Обеспечение арендодателем сдаваемых в аренду помещений электроэнергией, теплом, водоснабжением, связью, техническим обслуживанием пожарной сигнализации, санитарно-эпидемиологическими мероприятиями не может рассматриваться как сделки, направленные на оказание услуг, не требует лицензирования и согласования с ресурсоснабжающими организациями. Включение в арендную плату стоимости данных услуг не противоречит законодательству.

Обоснование позиции:
В соответствии с п. 1 ст. 611 ГК РФ арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению этого имущества. Это значит, что арендуемое помещение должно сдаваться в аренду в пригодном для целей арендатора состоянии: с освещением, отоплением, водоснабжением, канализацией, обеспеченным услугами связи и т.д.
Согласно п. 2 ст. 616 ГК РФ арендатор обязан нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Из перечисленных услуг, которые включены в арендную плату, согласно Федеральному закону от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон N 99-ФЗ) подлежат лицензированию деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а также оказание услуг связи (п. 15 и п. 36 ст. 12 Закона N 99-ФЗ).
Согласно п. 2 ст. 3 Закона N 99-ФЗ лицензия — это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности: выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
Поскольку арендодатель не оказывает услуги по техническому обслуживанию пожарной сигнализации и услуги связи, а лишь включает часть расходов, понесенных арендодателем на данные услуги в соответствии с заключенными арендодателем договорами, в арендную плату, то квалифицировать данные действия как деятельность, подлежащую лицензированию, нельзя. Соответственно, получение лицензии арендодателем в данном случае не требуется.
Что касается включения в арендную плату возмещения расходов по электро-, тепло-, водоснабжению, необходимо отметить следующее. В рассматриваемом случае арендодатель также не оказывает каких-либо услуг арендатору, поскольку они предоставляются арендодателю уполномоченными лицами — ресурсоснабжающими организациями на основании заключенных с ними соглашений. Отношений же по оказанию услуг электро-, тепло-, водоснабжения между арендодателем и арендатором не возникает независимо от указания в договоре аренды, что стоимость данных услуг включается в арендную плату (п. 22 Обзора практики разрешения споров, связанных с арендой, сообщенного информационным письмом Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66). Фактически сторонами в договоре аренды согласовывается порядок расчетов между лицом, которое фактически потребило услуги (арендатором), и лицом, которое приобрело их по договорам об оказании соответствующих услуг (арендодателем).
Таким образом, включение в договор аренды условия о том, что в состав арендной платы входят расходы на электро-, тепло-, водоснабжение в рассматриваемой ситуации, не образует самостоятельных сделок, не требует согласования с ресурсоснабжающими организациями и не противоречит законодательству.
По вопросу включения в арендную плату расходов за санитарно-эпидемиологические мероприятия в отношении арендованного имущества отметим следующее. В соответствии со ст. 11 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее — Закон N 52-ФЗ) юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. В силу ст. 24 Закона N 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Полагаем, что арендодатель вправе включить в договор с арендатором условие о включении данных расходов в арендную плату, поскольку эти расходы связаны в том числе с безопасной эксплуатацией помещений, которыми пользуется арендатор. Данное условие не противоречит законодательству и может быть включено в договор в силу ст. 421 ГК РФ (свобода договора).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Постоянная и переменная части арендной платы;
— Энциклопедия решений. Агентский договор на оплату коммунальных услуг.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Данилова Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

27 сентября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Как арендатору уплачивать коммунальные платежи по договору аренды помещения

Арендатор может возмещать расходы по оплате коммунальных услуг арендодателю, который самостоятельно оплачивает счета, выставленные ресурсоснабжающими организациями.

Кроме того, арендатор может напрямую оплачивать коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, если заключит с ними соответствующие договоры. Но у него должна быть техническая возможность для этого: доступ к энергосетям и приборам учета потребления энергии.

Закрепите выбранный порядок оплаты коммунальных услуг в договоре аренды. Если он не согласован, арендатор должен возместить арендодателю расходы на оплату коммунальных услуг.

Возмещение расходов арендодателя на коммунальные услуги

Если арендодатель самостоятельно заключает договоры на оказание коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями (РСО) или региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, он и оплачивает такие услуги. В этом случае арендатор возмещает арендодателю соответствующие расходы.

Чтобы документально оформить порядок возмещения расходов арендодателя по оплате коммунальных услуг, согласуйте его в тексте договора или приложении к нему.

Вы можете предусмотреть различные варианты возмещения расходов. Они могут включаться в состав арендной платы:

  • в фиксированном виде;
  • в виде переменной части.

Кроме того, вы можете согласовать, что расходы на коммунальные услуги не включаются в состав арендной платы, а уплачиваются арендодателю отдельно.

Коммунальные платежи включены в состав арендной платы в фиксированном размере

В таком случае стоимость коммунальных услуг отдельно в договоре не выделяется, а количество потребленных арендатором услуг не рассчитывается.

По сути вы заранее фиксируете сумму коммунальных платежей, определяя ее исходя из примерного объема потребления коммунальных услуг. На эту сумму вы увеличиваете арендную плату. Коммунальные услуги оплачивает арендодатель. При этом арендатор, уплачивая арендную плату, тем самым компенсирует арендодателю и оплаченные последним коммунальные расходы.

Рекомендуем прямо указать в договоре, что расходы на оплату коммунальных услуг входят в состав арендной платы. Это позволит арендатору избежать риска оплачивать коммунальные услуги дополнительно. Дело в том, что арендатор обязан нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды (п. 2 ст. 616 ГК РФ). В расходы на содержание имущества включаются в том числе затраты на оплату коммунальных услуг.

Пример формулировки условия

Ежемесячная арендная плата по договору составляет 300 000 (триста тысяч) руб. и включает стоимость коммунальных услуг (холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, отопления, электроснабжения, обращения с твердыми коммунальными отходами), потребленных арендатором за месяц.

Почему арендодателю может быть невыгоден фиксированный размер коммунальных платежей

Данный вариант не всегда выгоден арендодателю, поскольку при росте стоимости коммунальных услуг ему, скорее всего, будет проблематично оперативно обеспечить соразмерное увеличение размера арендной платы. Для этого нужно, как правило, договориться с арендатором. По соглашению сторон условия о размере арендной платы могут изменяться чаще одного раза в год, в том числе и в случае, когда договором это не предусмотрено (п. 21 Постановление Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73). А в одностороннем порядке арендодатель сможет изменить размер арендной платы, только если законом, иным правовым актом или предпринимательским договором ему предоставлена такая возможность (п. 2 ст. 310 ГК РФ). При этом сделать это он сможет не чаще одного раза в год (п. 21 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73).

Кроме того, размер оплаты некоторых коммунальных услуг зависит от количества потребления, которое заранее трудно предусмотреть. Поэтому может возникнуть ситуация, когда фактически потребленные арендатором коммунальные услуги не покрываются его выплатами.

Коммунальные платежи установлены в виде переменной части арендной платы

В этом случае арендная плата будет состоять из постоянной (фиксированной, основной) и переменной (дополнительной) частей. Постоянная часть — плата за пользование арендованным имуществом, а переменная часть — расходы на коммунальные услуги, потребленные арендатором. Последние рассчитываются на основании, например, показаний индивидуальных приборов учета (в частности, расходы на холодное и горячее водоснабжение). Также такие расходы могут определяться пропорционально арендуемой площади (если в арендуемом помещении отсутствуют приборы учета).

Вариант с выделением переменной части довольно удобен. Он позволяет обеим сторонам избежать необоснованных расходов, поскольку стоимость коммунальных услуг будет меняться в зависимости от размера тарифов и (или) количества потребляемых услуг.

Пример формулировки условия

Переменная часть арендной платы составляет сумму, равную стоимости коммунальных услуг (холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, отопления, электроснабжения, обращения с твердыми коммунальными отходами), потребленных арендатором за месяц.

Указанная сумма определяется на основании акта расчета переменной части согласно данным счетов ресурсоснабжающих организаций и регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Оплата переменной части арендной платы производится на основании счета, выставляемого арендодателем, с приложением копий счетов ресурсоснабжающих организаций и регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Арендатор оплачивает счет в течение 5 (пяти) рабочих дней после его получения.

Коммунальные платежи не включаются в состав арендной платы, а уплачиваются арендодателю отдельно

В таких случаях, как правило, размер расходов зависит от объема фактически потребленных коммунальных услуг. Стороны могут ежемесячно составлять акты, в которых будет фиксироваться количество потребленных арендатором электричества, воды, тепла.

Рекомендуем прописать в договоре порядок расчета стоимости коммунальных услуг.

Если помещение, занимаемое арендатором, обеспечено отдельными приборами учета расхода коммунальных ресурсов (воды, электричества, тепловой энергии), сумма возмещения должна рассчитываться на основании показаний этих приборов.

Если в помещении нет приборов учета, размер возмещения можно определить в виде процента от общей суммы расходов арендодателя на коммунальные услуги пропорционально площади, занимаемой арендатором.

Рекомендуем также включить в договор условие о том, что арендодатель должен в определенный срок предоставить арендатору счета, на основании которых последний должен производить оплату.

Пример формулировки условия

Ежемесячная арендная плата составляет 200 000 (двести тысяч) руб. без учета стоимости коммунальных услуг.

Арендатор отдельно оплачивает арендодателю стоимость коммунальных услуг, потребленных арендатором за месяц.

Указанная стоимость определяется в следующем порядке:

  • расходы на электроэнергию, водоснабжение, водоотведение — согласно показаниям соответствующих приборов учета расхода коммунальных ресурсов;
  • расходы на отопление — 12% от общей стоимости отопления здания согласно проценту занимаемой арендатором площади.

Вы можете заключить отдельное соглашение о порядке участия арендатора в расходах на потребленную электроэнергию и определить в нем количество и стоимость необходимой арендатору электроэнергии. Такое соглашение не является договором энергоснабжения, а составляет часть договора аренды (п. 22 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66). Несмотря на то, что в указанном акте рассмотрено соглашение, касающееся электроэнергии, полагаем, что вывод суда распространяется и на другие коммунальные услуги. Это связано с тем, что нормы об энергоснабжении, как правило, применяются и к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией, газом, водой (ст. 548 ГК РФ).

Заключение арендатором договоров с ресурсоснабжающими организациями

Вы можете с согласия арендодателя заключить договор непосредственно с РСО и оплачивать коммунальные услуги им. Если арендатор заключит с РСО такие договоры, арендодатель не будет участвовать в формировании и истребовании платы за коммунальные услуги. Это практически исключает риск возникновения спора между сторонами договора аренды по поводу количества или стоимости потребленных коммунальных услуг.

Чтобы установить такой порядок оплаты коммунальных платежей, согласуйте в договоре:

  • обязанность арендатора заключать договоры с РСО;
  • виды коммунальных услуг, которые арендатор будет потреблять по таким договорам;
  • обязанность арендатора оплачивать коммунальные услуги путем перечисления средств напрямую РСО.

Кроме того, в интересах арендодателя предусмотреть неустойку за неисполнение арендатором обязанности заключить договоры с РСО. Это позволит снизить риск финансовых потерь на случай, если арендатор не заключит договоры и не оплатит коммунальные услуги. Дело в том, что в отсутствие договора между арендатором и РСО, заключенного в соответствии с законом и договором аренды, обязанность по оплате таких услуг лежит на собственнике (арендодателе) помещения (ст. 210 ГК РФ, Обзор судебной практики ВС РФ N 2 (2015), утвержденный Президиумом ВС РФ 26.06.2015). Если арендатор не заключит договор с РСО, то он должен возместить арендодателю все понесенные им убытки в связи с оплатой коммунальных услуг, потребленных арендатором с момента передачи ему помещения (п. 1 ст. 393 ГК РФ).

Пример формулировки условия

Арендатор в течение месяца с момента регистрации договора аренды обязуется заключить с ресурсоснабжающей организацией договор на снабжение арендуемого помещения электрической энергией.

Оплата потребленной электрической энергии производится арендатором в соответствии с договором, заключенным с ресурсоснабжающей организацией.

В случае нарушения срока заключения такого договора по вине арендатора он уплачивает неустойку в размере 0,1% от ежемесячного размера арендной платы за каждый день просрочки. Если в связи с отсутствием указанного договора арендодатель понесет расходы по оплате электрической энергии, потребленной арендатором, последний обязан эти расходы возместить.

При каких условиях арендатор может заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями

Учтите, что арендатору сложно будет заключить договор с РСО. Такой договор возможен, если это позволяет инженерно-техническое оснащение здания (помещения), например наличие у арендатора доступа к энергосетям и приборам учета потребления энергии. Дело в том, что обязательным условием для заключения договора энергоснабжения является одновременное наличие у абонента (потребителя энергии) (п. 2 ст. 539 ГК РФ):

  • отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования;
  • возможности обеспечить учет потребления энергии.

Данные требования применяются по общему правилу к договорам электро-, тепло-, газо- и водоснабжения (п. 4 ст. 539, ст. 548 ГК РФ).

Должен ли арендатор возмещать коммунальные расходы, если в договоре не определен порядок оплаты коммунальных услуг

В таком случае арендатор должен возместить арендодателю расходы на оплату коммунальных услуг. Это связано с тем, что их оплата относится к расходам на содержание имущества, которые несет арендатор в силу п. 2 ст. 616 ГК РФ.

Рекомендуем ознакомиться:

Не нашли ответа на свой вопрос?

Узнайте, как решить

именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта . Или позвоните нам по телефонам:

Договор аренды: как учесть расходы по оплате коммунальных услуг

В. Мешалкин,
АКДИ «Экономика и жизнь»

Проблема правильного отражения в учете коммунальных платежей (плата за электроэнергию, водоснабжение, канализацию, вывоз мусора и т.д.) волнует, пожалуй, большинство организаций (предпринимателей), заключивших договор аренды здания или помещения.

В настоящей статье мы изложим нашу точку зрения по данному вопросу и постаремся обосновать ее.

Закон предоставляет сторонам договора аренды возможность самостоятельно определить, кто из них будет нести расходы по содержанию помещений (зданий), переданных в аренду. Но если в договоре аренды подобное условие не будет отражено, то бремя содержания помещения (здания) ляжет на плечи арендатора.

Поэтому в договоре аренды необходимо четко определить, кто несет расходы по содержанию арендованных помещений (здания), чтобы впоследствии не возникало конфликтных ситуаций между арендатором и арендодателем.

Существующая практика показывает, что возможны три варианта оформления договорных отношений между арендатором и арендодателем в части оплаты коммунальных услуг по арендованному помещению (зданию).

1. Расходы за коммунальные услуги, связанные с содержанием арендованного помещения, согласно договору аренды несет арендодатель, и их сумма фактически учитывается при определении арендной платы.

2. Расходы за коммунальные услуги, связанные с содержанием арендованного помещения, несет арендатор, при этом он сам заключает отдельные договоры с поставщиками коммунальных услуг.

3. Расходы за коммунальные услуги, связанные с содержанием арендованного помещения, несет арендатор, при этом он не заключает договоры с поставщиками коммунальных услуг, а компенсирует арендодателю расходы на оплату коммунальных платежей.

Рассмотрим каждый из перечисленных вариантов.

В тексте договора аренды стороны указывают, что расходы по содержанию сданного в аренду помещения (здания) несет арендодатель. В этом случае арендодатель будет обязан за свой счет производить оплату коммунальных услуг по выставленным ему поставщиками этих услуг счетам.

Данные затраты арендодатель вправе отнести к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, на основании подп. 1 п. 1 ст. 265 НК РФ (если организация оказывает разовые услуги по сдаче в аренду зданий (помещений)) либо на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ (если такие услуги организация оказывает на систематической основе).

НДС, уплаченный арендодателем в составе платы за коммунальные услуги, он может предъявить к вычету на основании подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ при условии, что арендная плата облагается НДС.

Что касается арендатора, то он оплачивает арендодателю только арендную плату, сумму которой он включает в состав своих расходов (подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ), а предъявленный ему арендодателем НДС ставит к вычету в порядке, предусмотренном статьями 171 и 172 НК РФ.

В договоре аренды стороны делают оговорку, что арендатор должен от своего имени заключить отдельные договоры с организациями, снабжающими помещения (здания) тепловой энергией, водой, газом и пр., и самостоятельно производить оплату коммунальных услуг по выставляемым ему счетам.

Этот вариант получил наиболее широкое распространение в ситуациях, когда предметом аренды является государственная или муниципальная собственность или договор заключается на длительный срок. При краткосрочных договорах аренды отдельные договоры с поставщиками коммунальных услуг, как правило, не заключаются.

В этом смысле показателен пример из арбитражной практики — рассмотрение иска муниципального унитарного предприятия (МУП) «Тверь» к акционерному обществу «Торговая компания «Афина» (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.04.2000 N 3867).

Суть дела такова. Торговая компания «Афина» (арендатор) занимала нежилые помещения в здании универмага на основании договора с городским Комитетом по управлению имуществом (арендодатель). По условиям договора аренды ТК «Афина» обязана была заключить с МУП «Тверь» договор на оплату коммунальных услуг и возмещение затрат по содержанию и эксплуатации здания. Однако из-за возникших между сторонами разногласий такой договор не был заключен. Несмотря на это ТК «Афина» пользовалась арендованными помещениями и коммунальными услугами, а МУП «Тверь» было вынуждено оплачивать эти услуги поставщикам.

МУП «Тверь» обратилось в арбитражный суд с иском к ТК «Афина» о взыскании неосновательно сбереженных денежных средств и процентов за пользование чужими денежными средствами. Иск был удовлетворен, и ТК «Афина» была вынуждена выплатить МУП «Тверь» соответствующие суммы.

Арендодатель в данном случае расходы по оплате коммунальных услуг по переданным в аренду помещениям (зданиям) не несет. Арендодатель получает арендную плату, сумму которой он включает в состав доходов (подп. 4 ст. 250 или ст. 249 НК РФ), а также уплачивает с нее НДС (ст. 146 НК РФ), при условии, конечно, что он является плательщиком этих налогов.

Если обязанность по оплате коммунальных услуг по договору аренды нежилого помещения (здания) возложена на арендатора, то указанные затраты могут быть учтены им в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, на основании документов, выставленных поставщиками услуг в соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ.

НДС, уплаченный в составе коммунальных платежей поставщикам услуг, арендатор может принять к вычету при соблюдении условий, предусмотренных статьями 171 и 172 НК РФ (наличие счета-фактуры, документов, свидетельствующих об оплате, и т.д.).

В договоре аренды стороны предусматривают, что расходы за коммунальные услуги несет арендатор, но расчеты с поставщиками коммунальных услуг осуществляет арендодатель, а арендатор компенсирует ему стоимость этих услуг на основании выставленного арендодателем документа (счета).

В этом случае арендодатель производит оплату коммунальных услуг на основании выставленных ему поставщиками услуг счетов, после чего в свою очередь выставляет счет арендатору.

В ситуации, когда в аренду сдается только часть площадей (помещений) арендодателя, немаловажным становится вопрос о распределении коммунальных платежей между собственным потреблением арендодателя и потреблением арендаторами. Идеальный вариант в этом случае — установка отдельных счетчиков потребления энергии, воды и тепла, согласно показаниям которых производится определение той доли оплаты коммунальных платежей, которая приходится на арендатора. Но это не всегда возможно, и в большинстве случаев доля коммунальных расходов, приходящаяся на арендатора, определяется расчетным путем как отношение занимаемой арендатором площади к общему объему площадей арендодателя.

При данном варианте обязанность по содержанию имущества возложена на арендатора. Поэтому расходы по оплате коммунальных услуг в части, приходящейся на арендованные помещения, для арендодателя не являются расходами, уменьшающими налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, так как арендодатель не имеет правовых оснований для их осуществления.

В то же время полученная арендодателем от арендатора компенсация коммунальных расходов также не является и доходом, подлежащим включению в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Компенсация коммунальных расходов представляет собой возмещение суммы произведенных арендодателем затрат. Она не влечет получения экономической выгоды арендодателем, следовательно, не является доходом, который необходимо учитывать для целей налогообложения.

Арендатор, возмещающий арендодателю расходы за коммунальные услуги, имеет право учесть суммы такой компенсации при налогообложении прибыли (п. 8 Методических рекомендаций по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ, письмо УМНС по г. Москве от 23.08.02 N 26-12/39149 и др.). При этом следует иметь в виду, что все такие расходы должны быть подтверждены документально с указанием потребленных ресурсов желательно как в стоимостном, так и в натуральном выражении.

Документами, подтверждающими расходы арендатора, будут являться счета поставщиков коммунальных услуг, счет, выставленный арендодателем, и документы арендатора об оплате (платежные поручения, квитанции к ПКО).

Операция по получению арендодателем компенсации затрат на оплату коммунальных услуг не является объектом обложения НДС, так как в данном случае отсутствует факт реализации арендодателем каких-либо товаров, работ или услуг. Поэтому у арендодателя, с одной стороны, не возникает обязанности предъявлять арендатору НДС к оплате и соответственно выписывать ему счет-фактуру. Но, с другой стороны, для того чтобы арендатор имел возможность принять к вычету НДС, содержащийся в цене коммунальных услуг, ему необходим счет-фактура (ст. 169 НК РФ).

Учитывая это, в сложившейся ситуации, на наш взгляд, необходимо поступать следующим образом. Арендодатель получает от поставщика счет-фактуру, который он регистрирует в книге покупок в части суммы коммунальных услуг, потребленных им самим. Затем на сумму коммунальных услуг, потребленных арендатором, арендодатель перевыставляет арендатору счет-фактуру от своего имени. Этот счет-фактуру арендодатель у себя в книге продаж не регистрирует. Покупатель в книге покупок регистрирует счет-фактуру, полученный от арендодателя. В результате этого и арендодатель, и арендатор принимают к вычету НДС в отношении коммунальных услуг, потребленных каждым из них.

ПРИМЕР Организация А (арендодатель) сдает в аренду организации Б (арендатор) нежилое помещение. Арендодатель получил от поставщиков коммунальных услуг счет на оплату в сумме 60 000 руб. На долю арендатора приходится 50% стоимости коммунальных услуг.

Бухгалтерский учет у организации-арендодателя:

Дебет 26 Кредит 60

— 25 000 руб. — отражены расходы по коммунальным услугам, потребленным арендодателем;

Дебет 19 Кредит 60

— 5000 руб. — отражен НДС по коммунальным услугам;

Дебет 76/ «Расчеты с организацией Б» Кредит 60

— 30 000 руб. — отражена задолженность арендатора по возмещению стоимости (с учетом НДС) коммунальных услуг, приходящихся на сданное в аренду помещение;

Дебет 60 Кредит 51

— 60 000 руб. — оплачен счет поставщика за оказанные коммунальные услуги;

Дебет 68 Кредит 19

— 5000 руб. — НДС по коммунальным услугам предъявлен к вычету;

Дебет 51 Кредит 76/ «Расчеты с организацией Б»

— 30 000 руб. — поступили средства от арендатора в возмещение расходов арендодателя по оплате коммунальных услуг.

При этом организация А, как уже было отмечено выше, перевыставляет счет на 30 000 руб. (в том числе НДС — 5000 руб.) организации Б.

Бухгалтерский учет у организации-арендатора:

Дебет 26 Кредит 76/ «Расчеты с организацией А»

— 25 000 руб. — начислена задолженность арендатора по оплате коммунальных услуг;

Дебет 19 Кредит 76 «Расчеты с организацией А»

— 5000 руб. — отражен НДС по коммунальным услугам;

Дебет 76 «Расчеты с организацией А» Кредит 51

— 30 000 руб. — перечислены средства арендодателю в возмещение его расходов по оплате коммунальных услуг;

Дебет 68 Кредит 19

— 5000 руб. — НДС по коммунальным услугам предъявлен к вычету на основании счета-фактуры, полученного от арендодателя.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector